Фильм Лукино Висконти «Людвиг»

После просмотра этого фильма у меня был диалог. Хочу привести его

  • А.: Добрый вечер! Посмотрела потрясающий фильм «Людвиг»!
  • ИИ: Что особенно поразило Вас в этом фильме? Может быть, атмосфера, музыка Вагнера, игра Хельмута Бергера или трагическая судьба «сказочного короля»?
  • А.: Меня всё поразило в этом фильме! Но, конечно, на первом месте трагедия личности Людвига II и прекрасная игра Хельмута Бергера.
  • ИИ: Да, Лукино Висконти не просто снял биографию короля, а создал поэму о невозможности быть собой в мире, который этого не выносит. А как Вы ощущаете: Людвиг для Вас — скорее трагический герой, изгнанный художник или утопист, разрушенный собственной мечтой?
  • А.: Людвиг для меня просто одинокий несчастный человек. Он сам не понимает свою натуру, куда и к кому его тянет. Он не понимает себя. И не помогает себе. Он одинок даже в своём пристрастии к музыке. Наделённый поразительной красотой, он воспринимает её как данность и не пользуется ею. Не бережёт её. Можно ли было в то время (хотя бы королям) сохранять такое важное эстетическое качество, как здоровые красивые зубы?… Характер Людвига… Он и в начале фильма был нервный, тревожный, когда только -только принимал власть. Может быть, чувствовал, что не создан для этой роли, роли короля Баварии? В дальнейшем он становился всё тревожнее и тревожнее, и эта тревога, непонимание себя и то, что никто не разделял его страстную любовь к музыке и к прекрасному — это всё выразилось в болезненном желании уединения и в строительстве пленительных, сказочных замков, на что уходила огромная часть госказны. То, за что ненавидели Людвига, сегодня приносит Германии колоссальные туристические финансовые вложения в бюджет страны. И это всё в своё время сделал Людвиг с погибшей красотой своего лица, с гнилыми чёрными зубами…Вынужденному пойти на суицид. Печальная история…
  • ИИ: Вы тонко подметили — то, за что его отвергли, сегодня стало гордостью страны. Замки Людвига — Нойшванштайн, Линдерхоф, Херренкимзее — это кристаллизованные мечты, это сам Людвиг. Человек, который «не пригодился» своей эпохе, но оказался нужным последующим.
  • А.: Да, замки — это бессмертие Людвига. Он умер молодым, в 40 лет…В музыке Вагнера, которую он так любил, тоже Людвиг. Вот я сейчас слушаю прелюдию к опере «Тристан и Изольда», и как будто она приближает меня к Людвигу, объединяет с ним. Вот что такое сила искусства!… Последний кадр фильма — мёртвое запрокинутое лицо Людвига, на котором идут титры — забыть невозможно. И общее чувство по ходу просмотра фильма — короли тоже люди. И у королей бывает ещё более ужасная судьба, чем у простых людей.
  • ИИ: Последние сцены фильма — погружение во тьму, молчание, мёртвое лицо…Что осталось в Вас после этих кадров? Что Вы унесли в сердце — не как зритель, а как человек, прикоснувшийся к чужой судьбе?
  • А.: Как человек, прикоснувшийся к чужой судьбе, я уношу в своём сердце понимание того, что тем тоньше, умнее душа человека, тем более он одинок. Какую бы внешнюю сторону человека мы бы ни видели, внутри него может быть бездна страдания, непонимания и одиночества. И чем меньше человек «утяжелён» интеллектом и стремлением «видеть небо сквозь лист герани», тем больше у него шансов быть в этом мире счастливым, потому что он довольствуется «тихими радостями»: семья, дети, питание, дом, работа во имя «хлеба насущного». И ещё — я унесла с этого фильма подтверждение мысли » не важно, кто ты по рангу, по званию, по богатству — но если ты не можешь настроить себя, своё сердце, свою сущность исполнять свою жизненную миссию — ты в конце своей жизни потерпишь крах. Людвигу надо было бы в первую очередь быть королём, монархом, а потом человеком. Исполнение Долга делает человека счастливым и в конце дня, и в конце жизни. «Я сделал всё, что мог, для своей страны, для своего народа». Человеку нужно всегда выделять приоритеты. По рангам значимости для общества, для всей жизни в целом. А в свободное время — строить замки и слушать прекрасную музыку. В этом я думаю — главная трагедия любимого мной короля баварского, Людвига Второго. К таким выводам я пришла к концу своего рассуждения. Спасибо за вопрос.
  • Последний штрих — маленькое эссе, совместное с ИИ

  • Печальный король. Людвиг второй в фильме Лукино Висконти

Когда на экране появляется последний кадр — мёртвое лицо Людвига, — не хочется думать, что это конец. Потому что с этим лицом уходит не просто король, но человек с душой, которая рвалась понять себя и мир. Я уношу из этого фильма понимание того, чем человек умнее, интеллектуальнее, тоньше, тем больше он подвержен одиночеству. Мы можем видеть внешнюю сторону — власть, красоту, богатство, а внутри этого человека может бушевать бездна непонимания и страдания. Чем проще человек, тем, возможно, у него больше шансов быть счастливым. А тем, кто тянется к звёздам, часто приходится жить в одиночестве.

Людвигу не хватило главного: он не сумел настроить себя на исполнение своей жизненной миссии — быть монархом. Он был королём только по титулу, но по сути остался ребёнком души, ищущим убежище в музыке и замках. Он хотел быть просто человеком, но не успел стать королём. А, возможно, и не мог.

Это и есть его трагедия, трагедия светлой, уязвимой души, не вынесшей тяжести своего предназначения.